В условиях гололедицы и снегопадов специалисты советуют все маневры на дороге планировать загодя и завершать их медленно

Часто приходится слышать, что с приходом холодов водители должны перестроиться на так называемую зимнюю манеру езды.

Зимняя манера вождения — это целый набор определенных навыков, позволяющих водителю безопасно управлять автомобилем на заснеженной или скользкой, обледеневшей дороге. Основное, что нужно запомнить: никогда не спешить, все маневры планировать заранее и выполнять их плавно. Прибавлять газ, поворачивать руль, отпускать сцепление, тормозить — все это нужно делать, как говорится, без резких движений.

Важно также не превышать безопасную скорость. То есть нужно выбрать такой темп движения, который позволит уверенно двигаться на скользкой дороге, без последствий пройти поворот, а в случае необходимости — безаварийно остановиться.

Одна из основных ошибок многих начинающих и неопытных водителей — неправильное торможение: резкое, без достаточного запаса дистанции до едущего впереди автомобиля. Если в теплое время года замедление подобным способом критично, но допустимо, то зимой это запросто может закончиться плачевно. Резкое торможение на скользкой дороге приводит к скольжению автомобиля и увеличению тормозного пути, а когда при этом еще и нет необходимой дистанции — к аварии. Следовательно, на зимней дороге нужно всегда соблюдать еще и безопасную дистанцию — такую, которая в случае необходимости позволит безопасно объехать возникшее препятствие или остановиться, не въехав в зад машине, движущейся впереди.

Многие современные автомобили оснащены дополнительными системами безопасности, как например, антиблокировочной, антипробуксовочной, стабилизации движения и другими, помогающими водителям выйти из экстремальных ситуаций без неприятных последствий. Неужели они не спасают при торможении на скользкой дороге?

Нужно учесть, что на скользкой дороге ABS, наоборот, увеличивает тормозной путь. При этом, как показывает практика, на машинах, оборудованных такой системой, на скользком покрытии нужно тормозить «в пол», сильно нажав педаль тормоза. А на автомобиле с механической коробкой передач выжимать педалью сцепления нужно только в конце торможения, перед самой остановкой, чтобы не спровоцировать выключение мотора. До этого момента двигатель помогает тормозной системе замедлять автомобиль (получается так называемое торможение двигателем). Дело в том, что бывают системы ABS, которые в такой ситуации могут спровоцировать остановку двигателя, и в результате автомобиль будет скользить на включенной передаче с заблокированными колесами, неработающими усилителями руля и тормозов.

А вот на автомобилях, не оснащенных антиблокировочной системой, техника торможения на скользкой дороге отличается. В данном случае нужно тормозить частыми прерывистыми нажатиями на педаль тормоза. На машинах с механической коробкой передач — еще и обязательно вместе с выжатой педалью сцепления, что позволит исключить блокировку колес в случае остановки двигателя и избежать скольжения.

Если, например, вы попали на скользкий участок дороги, и при торможении вас понесло, немедленно отпустите педаль тормоза. Если позволяет ситуация, объезжайте скользкий участок дороги и тормозите на рыхлом покрытии или чистом асфальте, грунте.

Какие советы можно дать водителям, собирающимся отправиться на машине в дальнюю дорогу?

Действительно, чаще всего загородные трассы представляют собой большую опасность для водителей — там и скорости выше, чем в городе, и дорожное покрытие хуже очищено.

Главные правила: старайтесь двигаться с безопасной скоростью и не совершайте резких маневров. На скользкой дороге это грозит потерей управляемости.

Особенно осторожными и внимательными следует быть при проезде мостов, эстакад и полевых участков магистралей. Дело в том, что они сильнее всего продуваются ветром, из-за чего ледяной настил здесь появляется раньше, чем на других участках дорог. Проезжая опасный участок, старайтесь сохранять скорость постоянной, педалью акселератора пользуйтесь очень осторожно и плавно — резкое увеличение «газа» может спровоцировать возникновение заноса или сноса автомобиля.